Послание к Римлянам св. апостола Павла состоит из 16 глав.

1 глава.

Послание к Римлянам апостол Павел начинает традиционным для себя доброжелательным приветствием к адресату. Он обращается с приветствием к Римлянам. Если быть точным, он обращается к Римской церкви, которая на тот момент, как мы уже сказали выше, состояла из язычников и иудеев (Рим. 1:1-17). Далее св. апостол рисует печальную картину отпадения всякого от Бога (Рим. 1:18) – язычников, как понятно из самого послания, и последствия такого отпадения – безумные, безнравственные и порочные (Рим. 1:17-32). Заканчивая 1 главу, апостол Павел показывает безумие язычников, которые «знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32).

2 глава.

В этой главе св. апостол начинает сравнение язычников и иудеев. И не в пользу последних (Рим. 2:12-16). Да, конечно, апостол Павел прямо говорит в этом отрывке, что и те, и другие, т.е. язычники и иудеи, в грехе равны, они — вне закона или по закону – но погибнут.
Когда же язычники без закона по природе законное делают, они духовно выше иудеев, потому что дело закона у них написано в сердцах.
С 17 стиха 2 главы апостол Павел обращается к грешному иудею, он обличает его за его безумную гордость, за его лицемерие, за его преступную жизнь. Невольно и мы задаем вопрос: чем ты, иудей, лучше язычника? Да, ты хвалишься законом, которого нет у язычника. А сам что делаешь? Ты преступаешь закон Бога и этим ты бесчестишь Бога.
«Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2:22,23).
И далее апостол Павел, настоящий христианский поэт, поёт гимн обрезанию, которое в сердце, по духу, а не по букве. Так он заканчивает 2 главу:
«Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28,29).
Эти слова св. апостола обращены к грешным иудеям. Они из слов св. апостола могут и делают вывод, что язычники, у которых дело закона написано в сердцах, и есть иудеи, а не они, типичные, грешные иудеи — преступники закона, дарованного им Богом!

3 глава.

Св. апостол продолжает низвергать иудеев с их пьедестала, который они возвели себе сами. Да, говорит он, есть у них великое преимущество – им вверено слово Божие. Но их ли это преимущество, как преступников закона? Нет, конечно же. Нет у них преимущества:
«Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9).
Итак, св. апостол доказал, что иудеи не имеют преимущества перед язычниками. И те, и другие равны, потому что – все под грехом.
Эти слова, мы понимаем, как промежуточный вывод. Для чего апостол Павел сделал и подтвердил этот вывод Писанием?
Для того, чтобы показать, что «делами закона не оправдывается пред Ним никакая плоть: ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20).
Но если не делами закона, то чем же оправдывается пред Богом всякая плоть? – задаём мы вопрос. И апостол Павел отвечает, что всякая плоть оправдывается «даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:24-26).
Далее он утверждает, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Человек оправдывается верою во Иисуса Христа. Но кто же оправдывается верою? И тут св. апостол помогает, он отвечает, что оправдывается, спасается верою и иудей, и язычник, потому что Бог есть и иудеев, и язычников (Рим. 3:29-31).
Итак, всякий человек оправдывается верою во Христа — таков ответ апостола Павла.

4 глава.

В этой главе апостол Павел на примере ветхозаветного патриарха Авраама и царя, пророка Давида показывает Римлянам, что вера в Бога вменяется человеку в праведность. Далее он замечает, что праведность вменилась Аврааму по вере в Бога до обрезания, и обрезание стало печатью праведности патриарха:
«И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании» (Рим. 4:11,12).
Но какое отношение это имеет к Римлянам? Апостол Павел и это разъясняет Римлянам, всем христианам:
«А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:23-25).
Итак, праведность вменится и всем христианам по их вере в Бога, воскресившего из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, преданного за грехи наши и воскресшего для оправдания нашего.

5 глава.

В данной главе, как точно замечает архиепископ Аверкий (Таушев), «апостол Павел изображает основную истину христианского вероучения о грехе и спасении». От Адама грех вошёл и распространился на всё человечество. Искупительным подвигом Христос дарует спасение всему человечеству. И последствия преступления Адама и искупительного подвига Христа разные. С преступлением Адама в мир пришли — грех, смерть, осуждение, непослушание, пришёл при Моисее закон. Со Христом же – спасение и жизнь вечная, оправдание от грехов, послушание, благодать!
Далее св. апостол, сравнивая Адама и Христа, преступление и Искупительную Жертву, смерть многих от преступления одного и Спасение многих Искупительной Жертвой Одного, осуждение и Оправдание, непослушание и Послушание, закон и Благодать, утверждает, что «благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:21).

6 глава.

В начале этой главы апостол Павел предостерегает христиан Рима, чтобы они не сделали ложного вывода из его слов в конце 5 главы, что «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Поэтому в начале 6 главы апостол задаёт вопрос, который, а он это предчувствовал, задали бы ему христиане Рима: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим. 6:1). И тут же отвечает: «Никак».
Апостол здесь и далее даёт понять христианам, что между умножением греха и увеличением благодати нет причинно-следственных связей. Нет. «Никак». И поэтому св. апостол призывает христиан, которые умерли для греха, брать пример с Иисуса Христа: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Рим. 6:14,15).
Он прямо говорит христианам, что они «стали рабами праведности» (Рим. 6:18). Далее апостол сравнивает два состояния человека, когда он был рабом греха и когда он стал рабом Богу. Плод первого состояния — «дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть» (Рим. 6:21). Плод же второго состояния — «есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:22).
Заканчивает он 6 главу такими словами: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Как видим, и в конце этой главы апостол Павел противопоставляет грех и благодать, смерть и жизнь вечную. Нет между ними никаких причинно-следственных связей. Нет. Не рождает одно другое. «Никак», — отвечает несколько раз сам св. апостол.

7 глава.

В этой главе апостол Павел говорит, что христиане, умершие для греха, умерли и для закона, освободились от него, чтобы служить Богу в духе, а не по ветхой букве. Далее он опять-таки предостерегает христиан от ложного вывода, что от закона рождается грех. «Никак», — отвечает он. Закон выявил и показал грех. Закон был детоводителем ко Христу: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» Гал. 3:24,25).
Между законом и грехом нет причинно-следственных связей. Апостол говорит, что причина греха в самом человеке. Закон же сам по себе свят, и заповедь свята и праведна, и добра. Закон духовен, а человек плотян, продан греху, и поэтому получается такой парадокс: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15).
В этом месте апостол Павел очень выпукло, наглядно показывает христианам нравственную развращённость человека. Бедный человек! Кто избавит его от сего тела смерти? Но св. апостол показывает нравственную испорченность христиан через призму своей испорченности, и поэтому он задает вопрос о том, кто его спасёт, кто его избавит от тела смерти, себе. Почему? Чтобы поберечь христиан, вернее, поберечь их гордость. Гордыню. Эгоизм. Самость. Данный художественный и одновременно психологический приём апостол Павел использует очень часто, потому что он знает, что «всякий человек лжив» (Рим. 3:4).
Заканчивает он эту главу, начиная отвечать на вопрос: кто спасёт человека от тела смерти? – Конечно же, Христос. Но здесь, в конце 7 главы, ещё не ответ, а начатки его: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:25).

8 глава.

Эту главу апостол Павел начинает с ответа на вопрос, который он задаёт самому себе в конце предыдущей главы: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Вот ответ апостола: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Итак, спаситель Христос.
Далее св. апостол доказывает, утверждает и призывает христиан жить не по плоти, а жить по духу, с Духом Божиим, с Духом Христа, и только тогда в человеке Христос, тело его мертво для греха, дух же жив для праведности: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
Апостол Павел говорит, что люди так живущие – дети Божии есть.
Кто же помогает христианам жить по духу? Апостол отвечает, что помогает Дух — Святой Дух. Он помогает всякому, кто живёт по духу. Далее он говорит о Божественном предопределении: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:28-30). Кого же Бог предопределил быть подобным образу Сына Своего? Кого он предопределил-призвал-оправдал-прославил? Ответ очевиден: Бог предопределил человека, который умер для греха, который живет со Христом.
В конце данной главы св. апостол вдохновляет христиан жить так же, по духу, несмотря ни на что. Несмотря ни на скорбь, тесноту, гонение, голод, наготу, опасность, меч. Несмотря ни на что жить со Христом. Заканчивает он эту главу гимном любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38,39).

9 глава.

В настоящей главе апостол Павел печалится, — и печаль его велика, — о братьях по плоти, т.е. Израильтянах, которым всё принадлежит: усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; и их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь (Рим. 9:4,5), всё у них. Нет только веры в Господа Иисуса Христа.
Печаль св. апостола настолько велика, и мучение его сердца настолько непрестанно, что он желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев его, родных ему по плоти, лишь бы они уверовали во Христа. Что это, это желание? Художественный приём? Гипербола? Нет, не это. А что тогда? Любовь св. апостола, которая рождает в нём желание быть отлученным от Христа за братьев его, родных ему по плоти, лишь бы они уверовали во Христа, — настолько она велика! Далее он приводит многое из закона и пророков, которые приводят всякого к вере во Христа Иисуса. Имея всё для получения праведности, Израильтяне не достигли её. Почему? Потому что искали её в исполнении дел закона, но не в вере в Бога.
Вот его святые слова в конце данной главы: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано…» (Рим. 9:30-33).
Здесь апостол Павел сравнивает язычников и иудеев, и опять это сравнение не в пользу последних. Через сравнения апостола многое, если не всё, открывается христианам.

10 глава.

И в этой главе апостол Павел желает всем своим сердцем спасения Израиля и молит Бога об Израиле во спасение. Апостол знает причины, по которым Израиль не пришёл ко Христу, не уверовал в Него. Во-первых, это гордость Израиля (Рим. 10:3,4). Во-вторых, это непослушание Израиля и его упорство во грехе. Повторимся вслед за св. апостолом, что всё они имеют, всё им принадлежит для спасения, для обретения праведности, абсолютно всё (Рим. 9:3-5).
Кроме того, что искали они праведность не там, не в вере — а в делах закона. Нет в них веры в Господа Иисуса Христа, в Его искупительные подвиги. Нет. И всё это объясняется только их безумной гордостью, от которой непослушание Богу и упорство во грехе. В подтверждение своих слов св. апостол приводит слова из закона и пророка Исаии (Рим. 17-21). И здесь апостол Павел через пророка Исаию сравнивает иудеев с язычниками, которые нашли Бога, не искав Его, и Бог открылся им, хотя они не вопрошали о Нём.
Так заканчивается 10 глава послания.

11 глава.

И в этой главе св. апостол через сравнение Израиля и язычников наставляет тех и других. Он призывает их. Израиль он призывает уверовать во Христа, язычников же — не гордиться тем, что нашли они Бога, уверовав во Христа. В сравнении этом апостолу Павлу помогает опять-таки сравнение: Израиль он сравнивает с хорошей маслиной, от которой отломились некоторые ветви, язычников же он сравнивает с дикой маслиной, которая привилась на место отломившихся ветвей. Далее он предостерегает язычников от превозношения (Рим. 11: 19-22). Но и для Израиля не всё потеряно: «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине» (Рим. 11:23,24).
И далее апостол продолжает сравнивать Израиль и язычников, и прежде всего он сравнивает их в непослушании (Рим. 11:32). И после этих слов апостол Павел с любовью к Богу восклицает о величии Его богатства и премудрости, и ведения, которые ведут все народы ко спасению: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33-36).
Этим заканчивается данная глава.

12 глава.

В этой главе апостол Павел боговдохновенно поёт гимн высокому нравственному идеалу жизни всякого христианина. Каким должен быть христианин в церкви? Каким он должен быть по духу? Как он должен реализовывать свои дарования? Всё это мы находим в этом прекрасном гимне. Трудно удержаться нам, чтобы не представить этот высокий по своим художественным и нравственным достоинствам гимн высоконравственному идеалу жизни христианина (Рим. 12:9-20).
Но вся суть этого высоконравственного идеала жизни всякого христианина предстаёт в одном стихе этой главы, объемлется им. Это заключительный стих главы: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

13 глава.

В этой главе св. апостол говорит об обязанностях христиан как членах государства и общества. Он призывает христиан быть покорными власти от Бога, то есть той власти, которая наказывает своих граждан за зло и хвалит их за добро. «Не оставайтесь должными никому ничем», — говорит он и добавляет: «кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). И далее он называет главную заповедь христианина, которая сподвигает его побеждать зло добром: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:9,10).
Как важны эти слова, что «любовь есть исполнение закона», для всякого христианина. Ведь христианин благодаря апостолу Павлу находит то, что он искал и к чему он стремился всей своей душой, но найти без Божьей помощи не мог. И вот он находит это золотое правило для своей жизни — любить ближнего своего, как самого себя, и побеждать зло добром, в этом и проявляет себя любовь, а «любовь есть исполнение закона».
И заканчивает св. апостол эту главу словами, которые обязательно помогут всякому христианину исполнить эту главную заповедь, это золотое правило: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Вот Он единственный духовный ориентир, к Которому христианин желает стремиться – это Христос, Который и есть Любовь!
Остановимся здесь на том, что апостол Павел постоянно использует в своих посланиях такие поэтические художественные приёмы, как сравнение, олицетворение, метафора. Почему? Потому что душа его возвышенна, она наполнена плодами духа, о которых св. апостол сказал в Послании к Галатам (Гал. 5:22,23). Для апостола духовный мир – жив, осязаем, зрим. С радостью вспомним гимн Любви апостола Павла в 1 Послании к Коринфянам (1Кор. 13:4-8).
Приведём прекрасный пример использование св. апостолом метафор:
«Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:14-17).
Вернее, св. апостол не использует эти прекрасные поэтические приёмы, он просто так говорит, учит, назидает, по-другому он не может: душа его устремлена ко Христу Иисусу.

14 глава.

В этой главе апостол Павел продолжает призывать христиан любить ближнего своего, в том числе и брата, немощного в вере, и быть в мире друг с другом. Этот призыв св. апостола — любить, миловать, снисходить к немощному в вере – не случаен. Во время написания апостолом послания в Римской церкви возникли разногласия по поводу вкушения пищи и различения дней в году. Возникли они между христианами из язычников и христианами из иудеев. Первые спокойно вкушали всякую пищу и не различали её, вторые же, различая пищу по закону на чистую и нечистую, не вкушали нечистую пищу. Для первых все дни в году были одинаковыми, для вторых эти дни были различными. Апостол поэтому и назидает христиан быть снисходительными друг ко другу, поступать по любви к ближнему своему и, если понадобится, если пища губит брата, не вкушать её, потому что и за него Христос умер. Главное же – не судить друг друга и не разделяться по этим причинам: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:17-19). Данные слова очень поучительны для нас, современных христиан. Как часто мы обращаем внимание на букву, на форму, на несущественное — дух же, содержание, суть мы не видим или делаем вид, что не видим. Проявляется это во всей нашей жизни, во всех ее проявлениях.
Итак, главное для христиан: праведность, мир, радость во Святом Духе – всё то, что служит к миру и ко взаимному назиданию. И поэтому, апостол Павел увещевает христиан: «Ради пищи не разрушай дéла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:20,21). И эти слова актуальны, жизненны и сегодня.

15 глава.

В этой главе апостол Павел продолжает тему отношения христиан к немощным в вере. «Сильные, — назидает св. апостол, — должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Кому же должен угождать сильный? «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:1,2). И опять апостол Павел в качестве примера для подражания называет Христа, потому что «и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:3). Главное для христиан иметь плод духовный: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:5-7).
Несколько раз, видим мы, что апостол Павел в этой главе увещевает христиан поступать так, как Христос, потому что Христос для всякого христианина Истина, к Которой ему и стремиться. Св. апостол выше в послании уже сказал: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14), — и в этой главе он говорит тоже.
Далее он, сравнивая христиан из иудеев и из язычников, соединяет их Христом в одно целое, в одну святую Церковь, потому что «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога» (Рим. 15:8,9).
Начиная с 15 стиха 15 главы апостол Павел пишет о священнодействии благовествования Христова, которое он совершает у язычников ради Бога. Да, для св. апостола благовествование Христово – это священнодействие, совершаемое ради Бога, чтобы оно «было благоприятно Богу» (Рим. 15:16). И в этом священном деле он хвалится «в Иисусе Христе в том, что относится к Богу» (Рим. 15:17) — не собою, потому что он лишь служитель Иисуса Христа у язычников. Да, благовествование Христово распространено апостолом Павлом «от Иерусалима и окрестности до Иллирики», но распространено оно «силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:19) — не его силою. Кротко он замечает, что старался благовествовать не на чужом основании, а там, где неизвестно имя Христово.
Далее он пишет о своём желании придти к Римлянам, когда предпримет путь в Испанию; теперь же он идёт в Иерусалим, чтобы принести бедным между святыми в Иерусалиме, т.е. христианам Иерусалима, подаяние, переданное им христианами Македонии и Ахаии, которые поусердствовали в этом святом деле. Св. Апостол называет христиан Македонии и Ахаии в этом святом деле их помощи христианам Иерусалима должниками, потому что они облеклись во Христа благодаря христианам Иерусалима, а раз так, то должны помогать им «в телесном» (Рим. 15:27). Св. Павел пишет, что как только он исполнит это, «верно доставив им сей плод усердия» (Рим. 15:28), он отправится в Испанию через Рим.
Особо апостол Павел просит христиан Рима молиться за него к Богу, чтобы «избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь» (Рим. 15:31-33). Так св. апостол заканчивает 15 главу послания, в очередной раз он называет христиан святыми.

16 глава.

Казалось бы, что это глава не имеет догматического или нравственного значения, но нет, имеет. Апостол Павел, обращаясь к Римлянам с различными просьбами, делает это с любовью. Вот он, высоконравственный пример жизни в любви для всякого христианина. Св. апостол так и живёт – в любви. Он говорит им: «Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы» (Рим. 16:16).
Да, да, говорит святой апостол им, святым, приветствовать друг друга с целованием святым, т.е. с любовью, о которой он всё время говорит, увещевает, назидает в Послании к Римлянам. С неменьшей любовью он умоляет их, святых: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17,18). Апостол Павел в этом молении сравним только с мамой, которая любит своё дитя любовью святой, жертвенной, милостивой.
Заканчивая своё послание, святой апостол радуется за христиан Римлян: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь» (Рим. 16:19,20). Радость апостола опять-таки наполнена святой любовью.
Из концовки послания мы узнаём, что написал послание по просьбе апостола Павла переписчик Тертий.
Послание заканчивается благословением апостола, как всякое другое его послание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Рим. 16:24).
И это урок всякому христианину, чтобы он благословлял, а не злословил. Апостол Павел говорит, назидает, увещевает христиан Рима, святых, как он их называет, со святой любовью.