В воскресенье, 14 сентября, Пятницкое Подворье открывает цикл еженедельных лекций-встреч «Веровать разумно!»
Встречи ведет преподаватель МДА, кандидат философских наук иеродиакон Симеон (Мазаев)
Начало – 12.30 в Пятницком храме.

Приглашаем всех желающих!


План лекций 

1.    Человек в поисках счастья.

«Проблема царевича Гаутамы» и ее решение. Как неудачная попытка построить личное счастье привела к возникновению первой мировой религии. Утраченный идеал счастья: буддистский пессимизм, стоический героизм и христианская надежда (сравнительный анализ трех стратегий). Русский философ Константин Леонтьев: почему человек становится монахом?

2. Имя долга.

От стремления к счастью – к осознанию долга. Почему добро часто оборачивается «медвежьей услугой»? Родственность имен «смирение» и «долг» в философской традиции Запада и Востока: заочная полемика спартанцев и японских камикадзе, Толстого и Достоевского, мастеров Возрождения и современных авангардистов. Как Ницше и Экзюпери сошлись в едином мнении с Карлосом Кастанедой, а Пушкин последовал правилу Конфуция. См. видео.

3. Феномен веры.

Августин о проблеме соотношения веры и знания. «Адамов комплекс» и путь к вере: почему один человек верит, а другой нет? Споры вокруг доказательств бытия Бога. Апории Зенона: античные обоснования возможности чуда. Вера и разум: конфликт или взаимодействие? Доктор Фауст и разочарование в науке: начало философии как поиск Абсолюта, первый кризис философии и сократический переворот. Теодицея: где Бог, когда творится зло?

4. Философские основания христианской этики.

Преступление и наказание: грех как антропологический просчет. Искушение. Добро и цена, которую нужно за него заплатить. Верность как добродетель: «чтобы создать великую культуру, нужно вести оседлую жизнь» (И. Ильин). Сыновняя почтительность: заповедь о покорности властям и аргумент Конфуция. Зачем нужна добродетель девства? Аргумент Эмпедокла против т. н. «гражданского брака». «Кощунство» как категория художественной критики.

5. Духовная жизнь.

Благодарность как минимум религиозного чувства. Посты и прочие самоограничения: объяснение Распэ в одной из историй о бароне Мюнхгаузене.

Заповеди блаженства: кто такие нищие духом, плачущие, кроткие и милостивые? Почему именно они определяются как идеал устроения христианина? «Теория разбитых окон»: как некоторые законы духовной жизни были открыты социологами. «Последний человек» Ф. Ницше и общество спектакля Ги Дебора в рамках христианской эсхатологии.

6. Имя любви.

Платон о природе красоты и любви. Виды любви и христианское понимание значения каждого из них. Платоническая любовь (Агапе) и христианский идеал. Как возможна любовь к ближнему, который ее не заслуживает? Неразделенная любовь и три монашеских способа ее преодоления.

7. Творчество.

«Гений и злодейство – вещи несовместные»? А. Пушкин и И. Ильин о творческой стратегии. Научная истина и поиск путей решения задач. Почему ум у всех одинаков, а отличие гения от посредственного ученого лежит в духовно-нравственном измерении. Гений в искусстве: почему художник не может обойтись без аскезы. Феномен «цветов зла». Призвание и дар Божий. Смысл заповеди «не сотвори себе кумира».